Мальцева Елена Васильевна
учитель истории
МАОУ «Рябининская СОШ»
Предшкольное образование, обеспечивающее равные возможности для последующего обучения в начальной школе - эта тема в настоящее время стала актуальной ещё и в связи с резким сокращением количества детей, посещающих детский сад. В тоже время, все дети, если они здоровы, должны перед школой иметь опыт систематических занятий и социального общения со сверстниками и чужими взрослыми. Такой опыт дети могут получить в группах кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста по подготовке к школе. Развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли её предпосылки – этим на наш взгляд и определяется преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом.
Предшкольная подготовка организуется на базе ОУ не первый год. В прошлом году в течение шести месяцев будущие первоклассники занимались по программе «Букварёнок». Эти занятия оказались полезными, дети лучше адаптировались к школе, мы получили положительные отзывы от родителей. Их убеждение в том, что главная задача предшкольной подготовки – получение знаний по учебным предметам нам удалось изменить. Мониторинг родительского мнения в конце учебного года выявил наиболее важные с их точки зрения показатели по подготовке детей к школе: это общение со сверстниками и взрослыми, создание условий для самостоятельной деятельности ребёнка, в том числе игровой, индивидуальный подход к ребёнку и своевременная коррекция дефектов развития (Мой ребёнок, чувствует себя более уверенно, стал больше уделять внимания письму. Ребёнок стал более усидчивым, появился интерес к занятиям. Ребёнок познакомился с классом, со школой, с учителем. Получили полезные советы по поводу обучения и воспитания первоклассников. Мой ребёнок стал более ответственным. Узнала много нового о воспитании ребёнка)
Цели предшкольной подготовки видим две:
- подготовить детей к обучению – новому для них виду деятельности;
- подготовить детей к обучению именно в школе, к работе в коллективе, общению со сверстниками и взрослыми, что обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах, обеспечение интеллектуального и личностного развития ребёнка, оказание диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
- сформировать положительную мотивацию к обучению в школе;
- познакомить родителей с наиболее эффективными приёмами и методами работы с детьми по развитию у детей инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формировать знания об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
- развивать компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
- включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста),
- обеспечить детям психолого-педагогическую подготовку к школе, позволяющую им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы;
- выявить проблемные сферы в развитии ребёнка и дать индивидуальные рекомендации его родителям
В этом году занятия начали проводить с октября по программе «Предшкольная пора» Виноградовой Н. Ф., поскольку УМК, по которому обучаются первоклассники «Начальная школа 21 века» того же автора.
Составлено Положение о предшкольной подготовке, модифицирована программа «Предшкольная пора» и приобретено УМО:
- Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»,
- Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами»,
- Щербакова Е.И. «Знакомимся с математикой»,
- Салмина Н.Г., Глебова А.О.- комплект рабочих тетрадей « Учимся рисовать»,
Составлено тематическое планирование для проведения занятий, которые строятся на основе модулей «Учимся читать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Знакомство с математикой».
В ходе занятий обеспечиваем условия для развития произвольного внимания и памяти, мышления, связной речи, мелкой моторики рук, развитие осведомлённости, восприятия, воображения, ориентирования в пространстве и на листе бумаги.
Режим работы - 1 раз в неделю (по субботам) по 3 занятия. Длительность занятия - не более 25 минут. Перерыв между ними - 5 минут.
Условия эффективности:
- не допускать умственных перегрузок, избегать одностороннего подхода к организации занятий (игра – ведущий вид деятельности), не должно быть механической тренировки, а должна присутствовать постоянная, осознанная, творческая работа ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого; должны быть соблюдены общие принципы работы с дошкольниками: адекватность требований возможностям ребенка, учет индивидуальных особенностей развития, постепенное формирование всех компонентов развития, создание ситуации успеха и эмоционально-благоприятного общения с ребенком;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- соблюдение принципа преемственности и непрерывности (экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу; проведение учащимися школы концертов в детском саду; участие в совместных мероприятиях: праздниках, соревнованиях и т.д.)
Для родителей проводится просветительско-консультативная работа. На первом собрании родителям разъяснили особенности ФГОС нового поколения, они узнали, как изменится их роль в условиях новых подходов к обучению детей. Родители познакомились с современными тенденциями в образовании, с особенностями внеурочной деятельности в 1 классе, с портфолио учащегося, с учебным планом, ООП НОШ, нормативно-правовой базой по профилактике безнадзорности и правонарушений, с электронными дневниками и журналами, с гигиеной младшего школьника и методами укрепления здоровья, детской литературой и ролью семейного чтения, как по-настоящему любить своего ребёнка. Школьный психолог провёл ряд тематических консультаций и практических занятий: «Особенности развития внимания и памяти. Виды внимания», «Игры на развитие логического мышления», «Психологическая готовность ребёнка к школе. Как помочь в этом ребёнку», «Роль ПМПК в определении образовательного маршрута первоклассника» и др.
Для лучшего ознакомления родителей с методами и приёмами работы должно быть их присутствие на некоторых занятиях.
Результаты детей:
- в ходе занятий дети проявляли способность к фантазии, воображению. Они фантазируют вслух, играют звуками и словами. Многие умеют выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам. Они проявляют широкую любознательность, задают вопросы, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любят наблюдать, экспериментировать;
- проводилось мониторинговое обследование готовности к школе.
Задания были приближены к региональным. Из 14 детей справились 13. По результатам видно, что у детей хороший уровень развития сенсорных способностей, наглядно-действенного мышления. Они умеют действовать по инструкции учителя, ориентироваться на листе бумаги, понимать слова, обозначающие пространственные отношения. У них сформированы элементарные математические представления, зрительное восприятие формы. Многие имеют фонетико-фонематическое восприятие, выполняют умственные операции анализа и обобщения, умеют классифицировать. Не все владеют звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове и не умеют находить закономерность на основе зрительного внимания, у многих не сформировано наглядно-образное мышление.
Результатом работы школьного психолога является составление Карты будущего первоклассника, которая включает в себя показатели уровня готовности ребёнка к школе (психологическая и социальная готовность, уровень развития школьно-значимых психофизиологических функций, волевая, интеллектуальная готовность, учебные навыки, способность к социальному взаимодействию; даны рекомендации. Она составляется по результатам индивидуальной работы психолога с детьми. По результатам диагностики с родителями всех детей проведены индивидуальные беседы и консультации.
Главный результат: готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному. И определить её лучше не после, а до первого звонка.
Ещё есть время для коррекции на занятиях (в июне) во время летней оздоровительной площадки, направлениями которой традиционно считаются оздоровление, досуговая деятельность и образование. Таким образом, лето соединяет две эпохи жизни будущих первоклассников.
Перспективы:
Ребенок усвоит любую программу только в той мере, насколько она будет являться его собственной. Поэтому на каждого ребенка должна быть разработана индивидуальная карта развития с учетом особенностей его развития. Проводя занятия с ребенком по его программе, педагог тем самым повысит у ребенка эффективность занятия, «подтянет» несформированные функции у ребенка, даст задания того качества и сложности, в таких сочетаниях, которые необходимы данному ребенку. Наиболее целесообразны занятия в малых группах, что позволит вести дифференцированную и индивидуальную работу с каждым ребенком. Мы считаем, что если работать по индивидуальным программам, то можно успешно компенсировать несформированность когнитивных функций, дефицит личностного и социального развития еще до поступления ребенка в школу.