Мальцева Елена Васильевна

учитель истории

МАОУ «Рябининская СОШ»

   Предшкольное образование, обеспечивающее равные возможности для последующего обучения в начальной школе - эта тема в настоящее время стала актуальной ещё и в связи с резким сокращением количества детей, посещающих детский сад. В тоже время, все дети, если они здоровы, должны перед школой иметь опыт систематических занятий и социального общения со сверстниками и чужими взрослыми. Такой опыт дети могут получить в группах кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста по подготовке к школе. Развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли её предпосылки – этим на наш взгляд и определяется преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом.

    Предшкольная подготовка организуется на базе ОУ не первый год. В прошлом году в течение шести месяцев будущие первоклассники занимались по программе «Букварёнок». Эти занятия оказались полезными, дети лучше адаптировались к школе, мы получили положительные отзывы от  родителей. Их убеждение в том, что главная задача предшкольной подготовки – получение знаний по учебным предметам нам удалось изменить. Мониторинг родительского мнения в конце учебного года выявил наиболее важные с их точки зрения показатели по подготовке детей к школе: это общение со сверстниками и взрослыми, создание условий для самостоятельной деятельности ребёнка, в том числе игровой, индивидуальный подход к ребёнку и своевременная коррекция дефектов развития (Мой ребёнок, чувствует себя более уверенно, стал больше уделять внимания письму. Ребёнок стал более усидчивым, появился интерес к занятиям. Ребёнок познакомился с классом, со школой, с учителем. Получили полезные советы по поводу обучения и воспитания первоклассников. Мой ребёнок стал более ответственным. Узнала много нового о воспитании ребёнка)

    Цели предшкольной подготовки видим две:

- подготовить детей к обучению – новому для них виду деятельности;

- подготовить детей к обучению именно в школе, к работе в коллективе, общению со сверстниками и взрослыми, что обеспечивает их общее психическое развитие,  формирование предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах, обеспечение интеллектуального и личностного развития ребёнка,  оказание  диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим  детей  дошкольного возраста.

    Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

-  сформировать положительную мотивацию к обучению в школе;

- познакомить родителей с наиболее эффективными приёмами и методами работы с детьми по развитию у детей инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

- формировать знания об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

- развивать компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;

- включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста),

- обеспечить детям психолого-педагогическую подготовку к школе, позволяющую им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы;

- выявить проблемные сферы в развитии ребёнка и дать индивидуальные рекомендации его родителям

    В этом году занятия начали проводить с октября по программе «Предшкольная пора» Виноградовой Н. Ф., поскольку УМК,  по которому обучаются первоклассники «Начальная школа 21 века» того же автора.

    Составлено  Положение о предшкольной подготовке, модифицирована программа «Предшкольная пора» и приобретено УМО:

- Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»,

- Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами»,

- Щербакова Е.И. «Знакомимся с математикой»,

- Салмина Н.Г., Глебова А.О.- комплект рабочих тетрадей « Учимся рисовать»,

      Составлено тематическое планирование для проведения занятий, которые строятся на основе модулей «Учимся читать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Знакомство с математикой».

    В ходе занятий обеспечиваем условия для развития произвольного внимания и памяти, мышления, связной речи, мелкой моторики рук, развитие осведомлённости, восприятия, воображения, ориентирования в пространстве и на листе бумаги.

Режим работы - 1 раз в неделю (по субботам) по 3 занятия. Длительность занятия - не более 25 минут. Перерыв между ними - 5 минут.

        Условия эффективности:

- не допускать умственных перегрузок, избегать одностороннего подхода к организации занятий (игра – ведущий вид деятельности), не должно быть механической тренировки, а должна присутствовать постоянная, осознанная, творческая работа ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого; должны быть соблюдены общие принципы работы с дошкольниками: адекватность требований возможностям ребенка, учет индивидуальных особенностей развития, постепенное формирование всех компонентов развития, создание ситуации успеха и эмоционально-благоприятного общения с ребенком;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- соблюдение принципа преемственности и непрерывности (экскурсии воспитанников  подготовительных групп в школу; проведение учащимися  школы концертов в детском саду; участие в совместных мероприятиях: праздниках, соревнованиях  и т.д.)

     Для родителей проводится просветительско-консультативная работа. На  первом собрании родителям разъяснили  особенности ФГОС нового поколения, они узнали, как изменится их роль в условиях новых подходов к обучению детей.    Родители познакомились с современными тенденциями в образовании, с особенностями внеурочной деятельности в 1 классе, с портфолио учащегося, с учебным планом, ООП НОШ, нормативно-правовой базой по профилактике безнадзорности и правонарушений, с электронными дневниками и журналами, с гигиеной младшего школьника и методами укрепления здоровья, детской литературой и ролью семейного чтения, как по-настоящему любить своего ребёнка. Школьный психолог провёл ряд тематических консультаций и практических занятий: «Особенности развития внимания и памяти. Виды внимания», «Игры на развитие логического мышления», «Психологическая готовность ребёнка к школе. Как помочь в этом ребёнку», «Роль ПМПК в определении образовательного маршрута первоклассника» и др.

    Для лучшего ознакомления родителей с методами и приёмами работы должно быть их присутствие на некоторых занятиях.

    Результаты детей:

- в ходе занятий дети проявляли способность  к фантазии, воображению. Они фантазируют вслух, играют звуками и словами. Многие умеют выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам. Они проявляют широкую любознательность, задают вопросы, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любят наблюдать, экспериментировать;

 - проводилось мониторинговое обследование готовности к школе.

Задания были приближены к региональным. Из 14 детей справились 13. По результатам видно, что у детей хороший уровень развития сенсорных способностей, наглядно-действенного мышления. Они умеют действовать по инструкции учителя, ориентироваться на листе бумаги, понимать слова, обозначающие пространственные отношения. У них сформированы элементарные математические представления, зрительное восприятие формы. Многие имеют фонетико-фонематическое восприятие, выполняют умственные операции анализа и обобщения, умеют классифицировать.  Не все  владеют звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове и не умеют находить закономерность на основе зрительного внимания, у многих не сформировано наглядно-образное мышление.

     Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития: 
1) мотивационная готовность к учению в школе или наличие учебной мотивации 
2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий выполнять требования взрослого 
3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения 
4) хорошее развитие фонематического слуха.    

  Результатом работы школьного психолога является составление Карты будущего первоклассника, которая включает в себя показатели уровня готовности ребёнка к школе (психологическая и социальная готовность, уровень развития школьно-значимых психофизиологических функций, волевая, интеллектуальная готовность, учебные навыки, способность к социальному взаимодействию; даны рекомендации. Она составляется по результатам индивидуальной работы психолога с детьми. По результатам диагностики с родителями всех детей проведены индивидуальные беседы и консультации.  

     Главный результат: готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному. И определить её лучше не после, а до первого звонка.

      Ещё есть время для коррекции на занятиях (в июне) во время летней оздоровительной площадки, направлениями которой традиционно считаются оздоровление, досуговая деятельность и образование. Таким образом, лето соединяет две эпохи жизни будущих первоклассников.

      Перспективы:

    Ребенок усвоит любую программу только в той мере, насколько она будет являться его собственной. Поэтому на каждого ребенка должна быть разработана индивидуальная карта развития с учетом особенностей его развития. Проводя занятия с ребенком по его программе, педагог тем самым повысит у ребенка эффективность занятия, «подтянет» несформированные функции у ребенка, даст задания того качества и сложности, в таких сочетаниях, которые необходимы данному ребенку. Наиболее целесообразны занятия в малых группах, что позволит вести дифференцированную и индивидуальную работу с каждым ребенком. Мы считаем, что если работать по индивидуальным программам, то можно успешно компенсировать несформированность когнитивных функций, дефицит личностного и социального развития еще до поступления ребенка в школу.