О будущих первоклассникахДобавлено: 16.12.2013| Просмотров: 518| Комментариев:  0| Оценки: 0.0 

    Будущие первоклассники и их родители готовятся к школе. 9 декабря в детском саду прошло родительское собрание совместно с учителями школы. Родители и дети встретились с Васюковой Л.В., которая примет их в 1 класс и учителем школы Мальцевой Е.В. Она рассказала родителям о ФГОС НОО и о требованиях к первоклассникам. А 12 декабря дошкольники и их воспитатель Цих В.П. посетили школу. Они посмотрели урок математики в 1 классе, который провела Васюкова В.В., побывали в спортивном зале, где их встретил Мальцев Г.М.

Уважаемые родители!

В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В период с 2011 по 2020 годы будет происходить постепенный переход всех школ на новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС).
С 1 сентября 2011 года по новым стандартам учатся все первоклассники.
Здесь даны ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с ФГОС.
Зачем поменяли стандарт?
Cегодня мы просто обречены на изменения, потому что мир вокруг нас стремительно меняется. Ученые прогнозируют, что сегодняшним школьникам придется работать по специальностям, которых пока просто нет, о которых мы даже не подозреваем.
Почему у нас при слове «стандарт» все начинают искать базовый учебный план, названия
предметов, количество часов? Это происходит потому, что стандарт понимался как минимум знаний по тому или иному предмету. А по новому стандарту — это частность, не к этому он сводится, здесь совершенно иные вещи выходят на первый план. Ситуация нормы, - это когда вы выбираете и ищете свою логику жизни, и не ребенок подгоняется под одну и ту же программу, а программа подстраивается под него. Он выбирает. Иными словами, стандарт совершенно изменился: это не список навязанных предметов, а договор между обществом, государством и семьей о требованиях к результатам образования. В центр встали программа развития школы, принцип вариативности, развитие разных возможностей ребенка. (Из интервью директора Федерального института развития образования, академика Российской академии образования, заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александра АСМОЛОВА)
Чем новый стандарт начальной школы отличается от стандарта, действующего с 2004 года?
Новый стандарт зафиксировал обязательства школы. Школа обязана обеспечить по окончании начальной ступени образования (1-4 класс) достижение ребенком результатов не только в предметных областях, как это было раньше, но и метапредметных и личностных результатов. Иными словами, ребенок по окончании начальной школы должен уметь общаться, работать в группе, презентовать свою работу. Также он должен овладеть навыками работы с различной информацией, в том числе и представленной в электронном виде. Важно, чтобы ребенок научился учиться.
Кроме того, новый стандарт закрепил требования к условиям обучения. В нем перечислены те условия, которые должна обеспечить школа для достижения указанных результатов. В начальной школе должны быть не только мебель, учебно-методические комплекты, но и оборудование для работы с информацией, представленной в электронном виде, оборудование и помещения для проведения исследовательской деятельности.
Закреплена стандартом и структура образовательной программы. Школе предложена
рекомендованная программа, на основе которой коллектив школы формирует свою основную образовательную программу начальной школы (далее – ООП). Образовательная программа включает в себя не только описание учебного процесса и предусмотренные им учебники, но также и всю воспитательную работу, программу здоровьесбережения, коррекционную работу с учащимися.
Могут ли родители принимать участие в формировании ООП?
Да. В новом стандарте закреплено то, что 20% ООП формируется участниками образовательного процесса, а значит, и родителями. Процедура участия должна быть прописана локальным документом школы, например, при делегировании таких полномочий Управляющему Совету школы Положением о Совете.
Также стандарт разрешает формирование индивидуальных учебных планов для учащихся, прежде всего для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование таких учебных планов происходит с участием родителей и учащихся.
Изменятся ли учебники для начальной школы?
Да, содержание учебников изменено в соответствии с новыми требованиями к результатам.
Но наименование учебных комплектов для начальной школы осталось прежним: «Гармония», «Начальная школа XI века», «Перспектива», «Школа 2000», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Школа России» и др. Ежегодно рекомендованный перечень УМК для начальной школы утверждается приказом Министерства образования и науки РФ. Выбор УМК из числа рекомендованных осуществляет школа.
Предусматривает ли новый стандарт оплату за обучение ребенка в начальной школе?
Нет. Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Новый стандарт закрепил за школой обязательную организацию внеурочной деятельности учащихся начальной школы (экскурсии, кружковая деятельность и пр.), все это должно быть прописано в основной образовательной программе школы. В случае, если по вашему желанию в школе организовано оказание дополнительных образовательных услуг (сверх того, что предусматривает ООП), тогда услуги оплачиваются родителем согласно заключенному договору.
Сколько дополнительных занятий (кружков, секций) может посещать мой ребенок?
Выбор внеурочных занятий, предлагаемых школой, и их количество осуществляет родитель. Однако не следует забывать о возможной перегрузке ребенка. Психологи рекомендуют не более 2-3 занятий в неделю сверх общей программы обучения.
Предусматривает ли новый стандарт увеличение или уменьшение количества учебных часов в начальной школе?
Общее количество учебных занятий не изменилось и не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов за 4 года обучения в зависимости от продолжительности учебной недели в школе (5-ти или 6-тидневка). Количество часов в неделю увеличилось до 21 часа за счет добавления еще 1 урока физкультуры (с 1 сентября 2011 года обязательны 3 урока
физкультуры). Это зафиксировано новыми санитарными правилами и нормами (СанПиН) от 3 марта 2011 года.
Кто определяет продолжительность учебной недели в начальной школе (5-ти или 6-
тидневка)?
Продолжительность учебной недели выбирается школой в зависимости от реализуемой ею основной образовательной программы. В первом классе шестидневная учебная неделя не допускается.
Предусматривает ли новый стандарт увеличение количества учебных предметов в
начальной школе?
Стандартом определены обязательные предметные области: филология, математика и
информатика, обществознание и естествознание, основы духовно-нравственной культуры
народов России, искусство, технология, физическая культура. Также определены требования к результатам обучения по каждой предметной области. Количество и выбор предметов определяется выбранной моделью обучения, зафиксированной в ООП. Например, для достижения результатов в предметной области «филология» школы реализуют такие предметы, как русский язык, литературное чтение и иностранный язык. Этот список может быть дополнен такими предметами, как литературное слушание, риторика, дополнительный иностранный язык. Как правило, набор предметов сформирован группой разработчиков учебно-методических комплектов, которые проходят экспертизу на федеральном уровне.
С какого класса дети будут изучать иностранный язык согласно новому стандарту?
Это определяет школа и фиксирует в ООП. Как правило, преподавание иностранного языка вводится со 2 класса.
С какого класса дети будут изучать информатику согласно новому стандарту?
Информатика в начальной школе может изучаться как отдельный предмет, может быть интегрирована с другими предметами. Так, знакомство с различными видами информации
может осуществляться на математике, окружающем мире; ввод текста на клавиатуре может быть освоен на русском языке. Продолжительность изучения предмета определена основной образовательной программой школы.
Не повлечет ли изменение стандарта дополнительные нагрузки на ребенка и тем самым ухудшения его здоровья?
Сохранение здоровья учащихся является одним из требований нового стандарта. Кроме этого, школа обязана выполнять СанПиНы (от 3 марта 2011 года) и другие нормы, обеспечивающие здоровье и безопасность учащихся. Исполнение норм регулярно проверяется контрольно-надзорными органами.
Допускается ли работа на компьютере в первом классе?
Да, при соблюдении определенных правил. Учитель обязательно чередует такую работу с
другими видами учебной деятельности, строго следит за продолжительностью времени работы учащихся за компьютером.
Учитель не ставит оценок в 1-ом классе, правильно ли это?
Да, согласно п.10.10 СанПиНа обучение в первом классе осуществляется без балльного
оценивания и домашних заданий.
Учитель не задает домашнее задание в 1-ом классе, правильно ли это?
Да.
Должна ли школа обеспечить группу продленного дня?
Группа продленного дня является дополнительной услугой по присмотру за ребенком и может быть организована школой на договорных отношениях с родителями при наличии кадровых и материально-технических условий в школе.
Должна ли школа обеспечить горячее питание учащихся?
Да, обеспечение учащихся горячим питанием – одно из обязательных условий, которые должна обеспечить школа. Оплата за питание производится родителями (опекунами) или в соответствии с законодательством органами социальной защиты.
Сколько детей может обучаться в одном классе?
Количество определено СанПиН - до 25 человек.
Готовы ли учителя работать по новым стандартам?
Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование: в предметной области, во владении методикой и технологиями обучения. По закону об Образовании РФ и нормами трудового законодательства, учитель каждые пять лет проходит повышение квалификации. Кроме того, организованы дополнительные курсы повышения квалификации для всех учителей будущих первоклассников и заместителей директоров всех школ.
Где можно ознакомиться с программами, которые реализует школа на ступени
начального общего образования?
В самой школе. Все реализуемые в начальной школе программы отражены в основной
образовательной программе школы.
Как выбрать программу обучения для своего ребенка?
Все программы обучения начальной школы соответствуют возрастным особенностям детей начального школьного возраста и прошли федеральную экспертизу. Об особенностях программ вы можете узнать в школе, в сети Интернет, в муниципальных методических кабинетах.
Следует встретиться с будущим учителем, который предложит ту или иную программу,
обсудить все волнующие вас вопросы, прислушаться к его рекомендациям. Можно обратиться
к школьному психологу. Усвоение программы ребенком зависит как от профессионализма
учителя, так и от индивидуальных особенностей ребенка, участия и поддержки родителей,
особенно в первый, адаптационный период.
Как узнать, правильно ли учитель учит?
Не делайте поспешных выводов. Если вас что-то тревожит, обратитесь к администрации
школы.
Для чего проводятся тестирования в первом классе?
Тестирование в первых классах не проводится. Также не существует «ЕГЭ» ни для первых, ни для каких классов начальной школы. Мониторинговые исследования носят диагностический характер. Цель проведения – не проверка знаний и способностей вашего ребенка, а измерение уровня готовности к обучению (проводится в некоторых школах в начале учебного года) и уровня усвоения учебного материала, уровня овладения универсальными учебными действиями (проводится во всех школах в конце первого класса). Данные, полученные в ходе исследований, позволяют обеспечить своевременное оказание педагогической помощи каждому ученику, при необходимости изменить организацию обучения, внести корректировки в учебные программы как на уровне школы, так и на уровне региона в целом.
Материалы мониторинговых исследований разрабатываются федеральными институтами
мониторинговых исследований РФ. Учитель обязан обеспечить нормальный психологический климат при проведении процедур мониторинга, он не может ставить оценки за результаты мониторинговых работ учащегося, не может разглашать персональную информацию конкретного ребенка.
Когда ребенок окончит ступень начального образования и перейдет в 5-ый класс, будет ли он учиться по новому стандарту?
Да, если ваш ребенок поступает в школу в 2011 году, то в 2015 году он будет учиться по
новому стандарту основного общего образования (5-9 класс).
Где я могу получить дополнительную информацию о ФГОС?
Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования: http://www.standart.edu.ru/
Главное! По каким бы стандартам ни учился ваш ребенок, ваша любовь и внимание
необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня
таким, как он есть, помогайте ему, берегите его!
Советы психолога родителям первоклассника
Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, - это ваше
внимание.
Совет второй: ваше положительное и спокойное отношение к школе и учителям
упростит ребенку период адаптации.
Совет третий: помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно.
Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой — простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.
Совет четвертый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни.
Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время утром. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка. Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Ваша дочь или сын нуждается в регулярном продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и то же время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.
Совет пятый: мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть
возможных неприятностей ребенка.
Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка.
Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Это не имеет никакого отношения к личности ребенка. Хвалите ребенка! И помните: никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.
Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными!
По докладу Л.Л. Любимова.
-        Дошкольное детство. Социализация. Многообразие и самостоятельность контента устной речи. Проблема предпонятийного мышления.
-        Начальная школьная ступень. Формирование письменной РЕЧИ (авторской, собственной). Вслуховое чтение и его герменевтическая роль. Формирование понятийно-абстрактного мышления. Коллекция письменных текстов. Проблема авторства. Типы знания. Развитие личности.
I. Дошкольное детство.
В соответствии с новым законам «дошколка» стала образовательной ступенью. Ключевыми для этого возраста являются слова «социализация» и «устная речь». Социализация - дело мастерства педагогов и воспитателей. Их цели и результаты легко укладываются в набор навыков, описание которых выглядит почти банально. Но если они в ребенке сформированы и укреплены, то «второе плавание» (Платон), т.е. движение человечка от существования к бытию, к тому, чтобы случилось его предназначение (стать, сбыться, состояться, исполнится), началось с хорошей перспективой и для него и для общества. Примерный список таких целей и результатов (открытый критике и дополнениям) может включать:
-        Укорененный навык первым здороваться со взрослыми (и девочками), уступать им дорогу, приветливость со сверстниками.
-        Устойчивый навык встать утром быстро, с улыбкой, поздороваться (с поцелуями) со всеми домашними и затем четко соблюдать все «шаги» постоянного дневного распорядка.
-        Устойчивый навык убирать за собой постель, игрушки, содержать в порядке свою комнату (свой угол), вещи.
-        Устойчивый навык помогать родителям (и всем домашним) во всем в меру своих возможностей, иметь свою обязательную сферу ответственности в домашних делах, конкретный участок «работы».
-        Укорененный навык уважать, беречь то, что принадлежит Другим, а также беречь, преумножать то, что принадлежит  ребенку.
-        Навык искать, находить себе и выполнять полезные занятия (и различать полезные/вредные).
-        Навык вносить свой вклад в место, где живет и учится  (квартира, подъезд, дом класс, школа, окрестность).
-         Устойчивый навык регулировать свое общение с ТV и Интернетом.
-        Навык интеллигентного поведения среди любых сообществ - взрослых, подростковых, «малявок».
-        Навык сдержанного, но открытого, нескованного поведения среди сверстников в детском саду.
-        Навык сочувственного отношения к огорчению, беде, трагедии Другого, готового разделить чужое горе,  эмпатический слух.
-        Навык готовности к приглашению участвовать в делах детского сада, дворового сообщества, жителей подъезда, семейных делах.
-        Навык ответственной партиципации (участия в делах  всех сообществ, к которым принадлежит ребенок) - один из важнейших для последующей жизни и для развития личности особенно.
-        Навык склонности к постоянным пассивно-творческим занятиям - слушать сказку, легенду, музыку (доступную классику, "beautiful music”, легкую джазовую классику), смотреть фильмы, рассматривать картины и картинки, цветники и  дома и т.д.
-        Навык к активным творческим, авторским занятиям  (раскраска, рисунок, пластилин, рассказ, передача переживания и чувства, музыка и т.д.)
-        Начальный навык осмысления восхождения от простого к сложному, от единоличного к всеобщему и т.д., сформированность допонятийного мышления, детских синкретов и  комплексного мышления.
-        Формируемый постепенно первоначальный «образ мира»: люди, сообщество, общество, ОН, ОНА, ОНИ, МЫ и , конечно Я, природа, дома, техника и т.д.
В дошкольном детстве у ребенка самостоятельно формируется устная речь. Из «эфира», из того, что он слышит. Развитие устной речи - один из важнейших факторов интеллектуального развития. Проблема - в качестве нашего нынешнего «эфира», как правило, бедном, невыразительном, даже убогом. Решение проблемы - в руках детсадов и родителей, в их умении создать насыщенный «эфир» и в смысловом, и в эстетическом отношении, мотивирующий у ребенка собственное словообразование. Чтение, письмо, счет - отнюдь не важнейшая повестка дня дошкольного детства. Нужно строго наказывать школы, экзаменующие детей по этим рутинным учебным навыкам в качестве кандидатов в первоклассники. Не уметь читать, а сформировать первоначальную потребность в коммуникации с текстами (с книгой) - вот задача «дошколки». А читать должны родители, вслух, вместе с детьми, определяя верные интонации (исправляя, изменяя), ритмы, смысловые акценты, т.е. демонстрируя ребенку через слуховое  восприятие смыслы и эмоции текста.
То же самое со счетом. Детсад и родители, как правило, не понимают принципиальной разницы между числом и цифрой. Пример «обучения»: рисуется (на листе бумаги, на доске, на снегу, на песке) огромная 1 и маленькая 9, а затем спрашивается - какая из них больше? Стопроцентный ответ: «1»! А больше-то не цифра, а число! Цифра - это лишь знак (символ), а не содержание. Не надо в детсадах спешить со счетом (по крайней мере, до шести лет).
 
 
Многие родители не знают, что половина прижизненного развития заканчивается  к 4-м годам, ещё треть – к 8-ми  и только 20% остаётся на всю жизнь.
Задумаемся над словами  Л.Н.Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя».

 

 

 

"Современный урок в НОО"Добавлено: 16.12.2013| Просмотров: 439| Комментариев:  0| Оценки: 0.0 
14 декабря на базе школы прошло очередное занятие межмуниципального семинара.
«Современный урок в НОО», который проводит Коротаева Т.В., старший научный сотрудник Пермского краевого института повышения квалификации педагогов Пермского края. На семинар съехались учителя, завучи и директора многих школ района, работники ММЦ и РУО – более 30 человек. Главная задача семинара – научиться целеполаганию в соответствие с ожидаемыми результатами урока. В ходе семинара они посетили открытые уроки:
Урок «Окружающего мира» по теме: «Москва – столица России» во 2 классе, который провела Бузинская В.Н., был построен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок ОРКСЭ по теме «Ислам как мировая религия» в 4 классе провела Мальцева Е.В. Она провела его в технологии проблемного диалога.
Учителя составили технологические карты урока.
Затем была организована групповая работа по анализу проведённых уроков. Были отмечены их сильные и слабые стороны, даны рекомендации по дальнейшему совершенствованию качества уроков в свете ФГОС НОО.
Коллеги отметили высокий уровень проведённого мероприятия.